ENG
Главное меню
Главная » Информация пресс-службы » Пресс-релизы » Государственные услуги в электронном виде - малодоступны и слабо восстребованы

Государственные услуги в электронном виде - малодоступны и слабо восстребованы

06 октября 2014г.

По состоянию на 01.07.2014 только 3,1% населения Волгоградской области реально пользовались электронными услугами, тогда как на федеральном и региональном уровнях по итогам 2014 года значение данного показателя закреплено на уровне 35 и 30% соответственно.

Впрочем, как установлено в ходе проверки, подмена понятий – «доля граждан, использующих механизм…» на «количество жителей, обеспеченных возможностью…», произведенная при составлении отчётов о социально-экономическом развитии Волгоградской области, размещенных на официальном портале Губернатора и Правительства, позволила органам исполнительной власти завысить данный показатель в 8 раз.

Между тем с 2009 года на развитие комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области» направлено  222,5 млн. рублей.

В  результате организационных усилий и использования бюджетных средств (без участия областного бюджета) жители области имеют возможность получить такие электронные услуги, как ознакомление с результатами ЕГЭ, запись на прием к врачу и на очередь в детский сад, а также записаться на подачу заявления в ЗАГС.

Наряду с этим  на портале представлено еще 284 региональные услуги – по тридцати пяти из них можно получить только информацию, по 154 услугам – копировать и электронно заполнить документы, необходимые для получения услуг, по 93 региональным услугам заявлена возможность  подачи заявлений и представления иных документов в электронной форме.

Проверка показала, что реально осуществить подачу заявлений возможно только по 27 услугам, что составляет 9,4% от общего количества услуг, представленных на портале. Впрочем, в результате неработоспособности организационного сегмента механизма предоставления электронных услуг все 27 поданных заявлений остались без ответа – услуга не предоставлена и в то же время в ее предоставлении не отказано.

Фактическая неработоспособность механизма предоставления электронных услуг, требующего надлежащей регламентации процедур и чёткого определения функционально работоспособных подразделений по предоставлению и сопровождению этих услуг, свидетельствует о неэффективности бюджетных вложений.

Так, 25,3 млн. руб., направленные на внедрение, доработку и совершенствование информационных и операционных систем, не использующихся по прямому назначению, не функционирующих по техническим либо организационным причинам,  а также затраченные на создание возможности подачи заявлений по 15 услугам, исключенным из реестра услуг, подлежащих к переводу в электронный вид, – КСП квалифицировала как неэффективно израсходованные.

Особое внимание обращено проверяющими на тот факт, что применяемая уполномоченными органами система организации закупок по созданию, внедрению и техническому сопровождению информационно-коммуникационных систем, используемых при предоставлении услуг, не обеспечивает гласности и прозрачности осуществления таких закупок и создаёт предпосылки для  коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. Иными словами, все контракты заключены на объёмный комплекс работ, причем из самих контрактов, техзаданий, иной документации не представляется возможным определить стоимость работ по конкретному локальному элементу или стоимость сопровождения уже имеющегося  функционала.

В результате проведенного в ходе проверки исследования КСП также пришла к выводу, что низкий уровень пользовательских характеристик регионального портала госуслуг – сложность его обнаружения и поиска необходимых услуг, отсутствие набора сервисов и подсказок, обратной связи с заявителем и технической поддержки – способствует формированию негативного отношения пользователей к электронному способу получения услуг.

В числе препятствий в развитии механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в большей степени не зависящих от органов исполнительной власти региона, КСП назвала такие причины, как отсутствие возможности получения региональных и муниципальных услуг через единый федеральный портал госуслуг, платность, сложность получения и применения электронной подписи, а также низкую востребованность универсальной электронной карты у населения и платность устройств, позволяющих использовать её в качестве электронной подписи.

Направляя отчет о результатах проверки в региональный парламент и Губернатору Волгоградской области, в качестве первоочередных мер для оптимизации механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и достижения в регионе показателей, установленных Указом Президента РФ, КСП рекомендовала:

- привести государственную программу Волгоградской области «Информационное общество» в соответствие с федеральным курсом на оптимизацию количества услуг, предоставляемых в электронном виде,  определив наиболее востребованный перечень из 20-30 услуг;

- кардинальным образом улучшить возможности поиска на региональном портале государственных и муниципальных услуг и удобства интерфейса поиска услуг, сервисов подачи заявлений и технической поддержки;

- обеспечить надлежащее функционирование организационной составляющей механизма в органах власти (учреждениях), предоставляющих электронные услуги, в том числе и путём повышения ответственности за конечный результат;

- устранить коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения при распределении объёмов финансирования работ по сопровождению и развитию информационных систем в рамках одного мероприятия;

- разработать и внедрить систему массовой пропаганды, обучения, предложения выгод и бонусов от использования электронных услуг, направленную на перспективную целевую аудиторию, а также ряд других мер.

Пока же по показателю «доля граждан, зарегистрированных на едином портале государственных услуг» (ЕПГУ),  с помощью которого в числе прочих оценивается основной целевой показатель «доля граждан, использующих механизм предоставления услуг в электронном виде», Волгоградская область среди  субъектов России (по состоянию на 02.06.2014) занимала достаточно низкое 67 место.

 

 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb