ENG
Главное меню
Главная » Информация пресс-службы » Пресс-релизы » Семинар ЕВРОРАИ: влияние экономического спада на роль, объем и обеспечение государственного финансового контроля

Семинар ЕВРОРАИ: влияние экономического спада на роль, объем и обеспечение государственного финансового контроля

06 ноября 2014г.

На примере нашего региона И.А.Дьяченко рассказал участниками европейского форума о том, как в России реализуется непрерывный контрольный процесс за эффективностью расходования бюджета.

 Отметив, что данный процесс включат в себя предварительный, текущий и последующий контроль, связанный непосредственно с экспертизой проекта бюджета на очередной финансовый период, анализом исполнения бюджета текущего финансового года, в том числе экспертизой вносимых в него изменений, и оценкой исполнения бюджета за истекший финансовый год, председатель КСП Волгоградской области подчеркнул, что оценку достижения наилучшего результата и эффективности расходования бюджетных средств возможно осуществлять на каждом из этих этапов. 

Общей целью перечисленных мероприятий является предупреждение возможного недовыполнения доходов бюджета, его несбалансированности, невыполнения приоритетных расходов бюджета, оценка эффективности вносимых в бюджет изменений, их целесообразности и финансовой обеспеченности.

Как наиболее трудоемкий и при этом менее эффективный, чем предварительный, отмечен в докладе последующий контроль, осуществляемый по результатам исполнения бюджета, т.е. по факту расходования бюджетных средств и осуществления операций с государственным имуществом.

Обобщая практику работы КСП Волгоградской области, среди основных случаев неэффективных расходов И.А.Дьяченко выделил:

- превышение необходимого объема затрат для получения требуемого результата (например, приобретение товаров по ценам, значительно превышающим среднерыночные; значительное превышение расходов на поддержание объектов в состоянии, пригодном к эксплуатации, над стоимостью приобретения и эксплуатации новых аналогичных объектов, или наоборот; оплата работ (услуг) сторонних организаций, которые могли бы быть выполнены силами профильных сотрудников государственного учреждения в рамках их должностных обязанностей и др.);

- расходование средств, осуществляемое без достижения требуемого результата, (приобретение материальных ценностей, необходимость в которых отсутствует, использование материальных средств не по прямому назначению, неиспользование приобретенного имущества, оплата непригодного к использованию имущества, оплата строительно-монтажных работ без проведения экспертиз проектно-сметной документации и т.д.).

Притом что деятельность контрольно- счетных органов всех уровней в Российской федерации ориентирована именно на оценку эффективности производимых бюджетных расходов, И.А.Дьяченко заострил внимание аудитории на  трудностях с квалификацией расходов как неэффективных. Среди них:

 – отсутствие в РФ единой научно-обоснованной методики, позволяющей квалифицировать действия должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений как приводящие к неэффективному использованию бюджетных средств,

– отсутствие в российском законодательстве ответственности за «неэффективное использование бюджетных средств»;

– в судебной практике признание конкретной расходной операция неэффективным расходованием бюджетных средств возможно лишь в случае, если контрольно-счетный орган докажет, что поставленные перед получателем бюджетных средств задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, получатель бюджетных средств мог достичь лучшего результата. Данная идеология при определении эффективности бюджетных расходов заложена и в Бюджетном кодексе РФ.

Завершая выступление, председатель КСП Волгоградской области Игорь Дьяченко подчеркнул, что непрерывность осуществляемого контроля исполнения бюджетов всех уровней позволяет сформулировать рекомендации по повышению эффективности, результативности и экономности расходования бюджетных средств, по пополнению доходов бюджета, которые предлагается реализовать при корректировках бюджета текущего года и при формировании бюджета на новый трехлетний период.

Комментируя итоги состоявшегося в Эдинбурге семинара, И.А.Дьяченко отметил, что он не только послужил площадкой для обмена опытом по направлениям деятельности органов государственного финансового контроля в современных экономических условиях, но и обозначил вектор их движения по повышению эффективности и экономности использования государственных ресурсов.

О новом для контрольно-счетных органов аспекте деятельности рассказал руководитель аудиторской службы Счетной палаты Нижней Австрии Мартин Карнер. Свое выступление он посвятил проведению сравнительного анализа эффективности деятельности государства и частного сектора при реализации каких-либо общественно-значимых проектов, а также развитию в Австрии государственно-частного партнерства, способствующего опти­мальному использованию ресурсов, в том числе материальных, технических и финан­совых.

Поскольку усложнение социально- экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций, с одной стороны, а с другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования, государственно- частное партнерство, по словам М.Карнера, представляет собой удачный симбиоз для обеспечения функционирования жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности, например, таких, как транспортная инфраструктура, дороги и т.д.

Следуя лозунгу: «Тяжелые временя – жесткая экономия», представители других европейских счетных палат сделали акцент на принимаемых ими мерах по оптимизации бюджетных расходов. Так, президент Счетной палаты Берлина Марион Классен-Бебло поделилась выработанными ее ведомством рекомендациями для парламента, важнейшие из которых – бюджет без новых долгов, замораживание новых инвестиций, сокращение сотрудников административных органов и т.п. А представители Счетных палат Франции и Нидерландов говорили о поддержании мер экономии, в том числе и со стороны самих органов государственного финансового контроля, – ведь для того, чтобы экономика глотнула свежего воздуха, необходима «генеральная уборка» на всех этажах власти.

Названия файлов Ссылки
Текст выступления И.А.Дьяченко на семинаре ЕВРОРАИ Скачать (23,3 Мб)
 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb