ENG
Главное меню
Главная » Информация пресс-службы » Пресс-релизы » Взаимодействие и координирование действий региональных и муниципальных КСО как условие совершенствования внешнего финансового контроля

Взаимодействие и координирование действий региональных и муниципальных КСО как условие совершенствования внешнего финансового контроля

27 декабря 2013г.

Говоря о совершенствовании государственного финансового контроля, И.А.Дьяченко, отметил важность и необходимость организации взаимодействия региональных и муниципальных контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации, исполнение ими своих полномочий и согласованность действий контрольных органов.  В частности он сказал:

«Необходимость формирования единой эффективной системы внешнего финансового контроля Российской Федерации и создания объединений контрольно-счетных органов подтверждена Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

На 1 декабря 2013 года в субъектах Российской Федерации осуществляют деятельность 65 объединений, в состав которых входит более 1515 контрольно-счетных органов из 2147, что составляет 70,0% от числа всех действующих органов внешнего финансового контроля. Остальные 632 КСО находятся вне объединений. При этом далеко не во всех муниципальных образованиях районного уровня и городских округах  контрольно-счетные органы сформированы. Так, по последним данным в Российской Федерации насчитывается  1819 муниципальных районов и 521 городской округ –  всего 2340,  однако КСО созданы лишь в 1791 из них, причем из 1327 районных КСО 618 не являются юридическими лицами (не органы местного самоуправления). Как следствие  – у 10341 поселения не заключены соглашения о передаче полномочий  по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля  контрольно-счетному органу муниципального района, то есть 50,3% поселенческих бюджетов внешним контролем не охвачено.

Таким образом, прежде чем говорить об объединениях КСО в субъектах Российской Федерации, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить реализацию выполнения Федерального закона №6-ФЗ в части создания муниципальных КСО в городских округах и муниципальных районах.

  Между тем, практика убедительно свидетельствует о том, что объединения контрольно-счетных органов играют важную роль  в координации и организации деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля, в планировании и осуществлении совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так,  в Волгоградской области в рамках Ассоциации в 2013 году было проведены такие серьезные мероприятия, как:  

- Проверка реализации долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области на 2012-2014 г.г.» за   2012 г. и текущий период 2013 г. В контрольном мероприятии совместно с КСП Волгоградской        области приняли участие 27 муниципальных КСО, в том числе 25 районных и 2 КСО городских округов;

- Проверка целевого использования средств, переданных на осуществление государственных полномочий в соответствии с Законом Волгоградской области от 12.11.2005 № 1140-ОД «О делегировании органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния». В проверке участвовали 22 муниципальных контрольно-счетных органа (16 КСО муниципальных районов и 6 – городских округов).

Таким образом, в каждом из двух крупных проверочных мероприятий приняли участие порядка 2/3 от числа работающих муниципальных органов финансового контроля.

Не может не беспокоить ситуация с исполнением полномочий. Муниципальные контрольно-счетные органы наделены одиннадцатью полномочиями в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона №6‑ФЗ, двумя полномочиями – в рамках Бюджетного кодекса РФ и одним – в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Подавляющим большинством вновь созданных муниципальных контрольно-счетных органов законодательно закрепленные полномочия в полном объеме по объективным причинам не исполняются (малая штатная численность, отсутствие подготовленных специалистов и соответствующего опыта, слабая методическая  и материальная база, неудовлетворительное финансовое обеспечение деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля).

Анализ штатной численности муниципальных органов внешнего финансового контроля Российской Федерации, проведенный Комиссией Ассоциации по муниципальному финансовому контролю в первой половине 2013 года, показал, что средняя численность муниципальных органов внешнего финансового контроля составляет:

- в городских округах – 3-7 человек (за исключением региональных центров);

- в муниципальных районах –  1- 3 человека;

-  городских и сельских поселениях – 1 человек.

Бесспорно, малая штатная численность муниципальных органов внешнего финансового контроля, обусловленная в том числе  нормами БК РФ (ст. 136), недостаточная обеспеченность муниципалитетов собственными финансовыми ресурсами, проблема нечеткости понимания формы образования МКСО (в отдельных случаях – нежелание понимать) и отсутствие кадрового потенциала существенно сказывается на работоспособности контрольно-счетного органа и полноте исполнения возложенных на него полномочий.   Анализ исполнения полномочий муниципальными органами внешнего финансового контроля, проведенный Ассоциацией контрольно-счетных органов Волгоградской области, показал, что средний процент исполнения полномочий составляет:

-  по городским округам  -  85,6%

- муниципальным районам  - 62,9%

-  городским и сельским поселениям  - 60,5%.»

Говоря о согласованности действий контрольных органов, И.А.Дьяченко отметил, что «…по-прежнему открытым остается вопрос о едином плане контрольных мероприятий на уровне муниципалитета, выработке единых стандартов при проведении финансовых проверок, систематизации (обобщении) материалов проверочных мероприятий муниципальных контрольных органов.

Его решение является одной из основных составляющих успешной работы органов контроля всех уровней бюджетной системы РФ. Более того, данный вопрос, по мнению большинства руководителей и сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, нуждается в закреплении в соответствующих  нормативно-правовых актах.»

 

 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb