ENG
Главное меню
Главная » Взаимодействие с КСО РФ » Выступление Калашниковой Н.А., аудитора КСП Ростовской области, на тему: «О практике реализации Контрольно-счетной палатой Ростовской области законодательства об административных правонарушениях в сфере бюджетных правоотношений»

Выступление Калашниковой Н.А., аудитора КСП Ростовской области, на тему: «О практике реализации Контрольно-счетной палатой Ростовской области законодательства об административных правонарушениях в сфере бюджетных правоотношений»

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне в развитие выступления Валерия Ивановича,  в контексте  значимой и интересной  темы нашего круглого стола более подробно остановиться на опыте нашей Палаты по правоприменительной практике осуществления полномочий (прав) аудиторов по составлению административных протоколов, наполнению их доказательственной базой в зависимости от состава и нашем взаимодействии с управлением правового и кадрового обеспечения Палаты.

Думаю, что полезность обмена опытом, достижение цели единообразия, единых подходов  в практическом применении норм законодательства на фоне уже теперь более 2-х летнего периода действия введенных статей для всех нас имеет непреходящее значение.

Относительно большие данные статистики разнообразной и многосторонней практики, о которой говорил Валерий Иванович, это естественно результат совместного труда аудиторов, инспекторского состава и специалистов управления правового кадрового обеспечения Палаты. И у каждого своя, не побоюсь этого слова,  «ролевая функция».  Ее качественное исполнение, несомненно, в дальнейшем влияет на юридическую перспективу рассмотрения протоколов  и принятие решений по мере административной ответственности уполномоченным органом. Здесь важны вопросы:

Первое:

-квалификации административных правонарушений, имеющая свои тонкости и ньюансы, требующие особой юридической точности по учету важных и существенных деталей во избежание ошибочных выводов.

Второе:

- вопросы  процессуального характера, затрагивающие права и обязанности аудиторов, тонкости документооборота, процессуальные сроки, особенности защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, принятие решений по административным мерам ответственности.

Я постараюсь заострить ваше внимание на первой группе вопросов. А моя коллега Елена Алексеевна - на особых процессуальных моментах.

При организации проверок, составлении программ, на рабочих обсуждениях, инструктажах, проводимых  аудиторами, обязательно делается акцент на  выявлении нарушений, носящих признаки административных правонарушений. Основным серьезным подспорьем в этой части выступает и применяемый нами рекомендованный Счетной Палатой классификатор нарушений.

 Оперирование профессиональными знаниями и пониманием риска возникновения  различных составов этих нарушений в зависимости от проверяемой сферы бюджетных правоотношений, это на наш взгляд, залог верного построения работы по сбору доказательств и правильного оформления протокола.

Для нас важным в этом подходе является несколько принципиальных позиций, вытекающих из требований антикорупционности:

- обеспечение высокачественной, профессиональной, системной и объективной работы по проведению контрольных процедур по  финансовым и управленческим документам;

- исключение случаев не обнаружения признаков административных правонарушений;

- серьезная углубленная работа с документами, регламентирующими права, обязанности, полномочия, функционал должностного лица, на которого предполагается  составление протокола;

-четкое юридическое обоснование факторов и обстоятельств, влияющих на принятие решений по не составлению протокола при выявлении признаков административного правонарушения.

В  этом плане серьезное внимание должно обращаться на состав совокупности обстоятельств (предмет доказывания) подлежащих выяснению, включая виновность. От инспекторского группы требуется не только фиксация в актах  выявленных административных правонарушений, но и формирование качественной доказательственной базы, подтверждающий факт их свершения.

При проведении проверок руководствуемся законодательством, регламентом, учитываем  наработанную практику, обеспечивая совместными усилиями достижение конечного  результата.    

Несколько живых примеров, которые могут быть интересны, с точки зрения, как частотности выявления, так  и новизны, сложности доказывания состава нарушения  и виновности должностного лица.

Как вы уже видели наибольшее количество протоколов составлено за нарушение порядка формирования  государственного (муниципального) задания (62 протокола). Этот вид нарушения выявляется как в муниципальных образованиях, так при проверках главных распорядителей  на уровне области.

 Ответственность за  это административное правонарушение, предусмотрена статьей 15.15.15 К одекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ). Она гласит:

«Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей».

Исходя из нашей практики под этот состав мы подводим несколько видов нарушений (событий) порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания:

Нарушение порядка финансового обеспечения выполнения,  например, муниципального задания на оказание или муниципальных услуг, связанное с изменением объема субсидии (уменьшением) на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в течение срока его выполнения, без внесения соответствующих изменений в муниципальные задания муниципальных учреждений.

В проверке исследуется применение статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», областных постановлений и локальных постановлений местных администраций о порядке организации работы по формированию и финансовому обеспечению государственного и  муниципального задания учреждениям». Этими документами  утверждаются соответствующие положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного и муниципального задания, методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание учреждениями  государственных и муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества учреждений. Согласно Положениям, предоставление субсидии государственным и муниципальным бюджетным учреждениям осуществляется на основании Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания по  утвержденной форме.

 Указанные соглашения определяют права, обязанности и ответственность сторон. Так,  учреждения принимают на себя обязанности по использованию субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания в целях оказания государственных или муниципальных услуг в соответствии с требованиями к качеству и объему, порядку оказания услуг, определенными в соответствующем задании.

Например, «в соответствии с п. 2.2.1 соглашений на 2014 год учредитель - отдел образования Тарасовского района Ростовской области вправе изменять размер предоставляемой субсидии в течение срока выполнения муниципального задания в случае внесения соответствующих изменений в муниципальное задание».

В соответствии с пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Неисполнение этих требований приводит к административному правонарушению.

 

Отклонения от графика перечисления субсидии по финансовому обеспечению государственного и муниципального задания как по срокам так и по объемам.

В соответствии с пунктами  Соглашений предусмотрено, что учредитель обязуется перечислять учреждению субсидию в суммах и в соответствии с графиком перечисления субсидии, валяющимся неотъемлемой частью соглашения.

Здесь уже проверка осуществляется по исполнению графика по всей совокупности документов. Объем фактов по отклонениям проходят унифицированную схему оформления и выступают уже доказательственной базой.

 Например, областным министерством допущены факты нарушения в 2014 году объемов и сроков, установленных графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемым приложением к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенному министерством с государственным автономным учреждением.

Такие же факты в довольно широком спектре выявляются в муниципалитетах при финансировании главными распорядителями отделами образования, местными администрациями подведомственных муниципальных учреждений.

Нарушения порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания в части несоблюдения Методики расчета нормативных затрат, например на административно-управленческий и основной персонал учреждения, несоблюдения Методики расчета нормативных затрат на приобретение материальных запасов и иных материальных и приравненных к ним расходов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

Нарушения порядка финансового обеспечения государственного задания в части отсутствия в приложениях к соглашениям расчетов размера субсидии с указанием показателей, предусмотренных Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества государственными учреждениями Ростовской области в целях формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Совершенно отчетливой формальной базой для квалификации этого рода нарушений является набор доказательств по результатам проверки соответствующих первичных документов, сопровождающих как принятие решений  - (как  правило, это сами порядки, приказы ГРБС, соглашения и дополнения к ним),  так  и документы, подтверждающие трансакции  (бюджетные назначения, уведомления, кассовые заявки,   справки и т.п.).

Также в протоколе в целях юридической персонификации (возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями) отражаются положения документов, устанавливающих полномочия должностных лиц.

Опираясь на наш опыт, могу сказать, что существуют определенные трудности и проблемы, которые решаются на основе серьезного профессионального  обсуждения и выработки взвешенного решения.

 При всей идентичности локальной нормативной базы, регулирующей, порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения   задания, например в сфере образования по отношению к общеобразовательным учреждениям, всегда проверка носит сугубо индивидуальный характер с анализом совокупности всех обстоятельств. Наработка практики показала целесообразность объединения в один протокол идентичных фактов нарушений, например  недофинансирование или  несоблюдение графика и др. по одному финансовому году и по всей совокупности подведомственных объектов (в случае широкой сети). Тогда, например, в протоколе об административном правонарушении фиксируется следующее: «В 2014 году отделом образования 20-ти муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям Тарасовского района субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания перечислена в размере 59 429,2 тыс. рублей, что ниже предусмотренных условиями заключенных соглашений на 5 656,0 тыс. рублей, что противоречит утвержденному порядку и условиям предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания».

 Как показывают проверки, пока такого рода отклонения носят системный характер. Применение мер административной ответственности один из жестких факторов, способствующих наведению порядка и повышению финансовой дисциплины. И мы прогнозируем, что это повлияет на уменьшение такого рода нарушений и возможно числа составляемых протоколов, в связи уже с улучшенным уровнем организации   работы на местах.

Из интересных примеров нашей  практики хотелось бы заострить ваше внимание на опыте применения Палатой  (впервые в 2015 году) положений части 2 статьи 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий  (введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

Текст этой  статьи гласит:

1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

2. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Данный вид нарушения был нами установлен при встречной проверки подведомственного областному министерству Государственного автономного учреждения в рамках контрольного мероприятия по использованию средств областного бюджета главным распорядителем бюджетных средств министерством информационных технологий и связи Ростовской области за 2013, 2014 годы и текущий период 2015 года,

 Осуществлялась  выборочная проверка использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания  этому ГАУ «Региональный центр информационных систем» (далее по тексту – ГАУ РО «РЦИС»), по проведению научных исследований по вопросам развития информационных технологий и связи в Ростовской области, в части выполнения научно-исследовательской работы по разработке комплексной стратегии развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на период 2015-2020 годов.

Проверялось соответствие выполненной НИР и разработанной Стратегии государственному заданию, техническому заданию к государственному заданию и техническому заданию к заключенному договору подряда.

 Благодаря проведенным контрольным процедурам, выстроенным с учетом методов сопоставления, экспертных оценок, глубокого анализа различных информационных источников предметно по существенным позициям государственного задания и двух технических заданий был сделан вывод:

 ГАУ РО «РЦИС» в нарушение пункта 2.3.1. Соглашения №1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 21.01.2014  не обеспечено качественное выполнение государственного задания на сумму 1995,0 тыс. рублей в части оказания  комплексной услуги по проведению научных исследований по вопросам развития информационных технологий и связи Ростовской области, в части выполнения научно-исследовательской работы по разработке комплексной стратегии развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на период 2015-2020 годы.

Таким образом, ГАУ РО «РЦИС» в 2014 году допущены нарушения порядка и условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части несоблюдения требований по составу, качеству, содержанию, условиям, порядку и результатам оказания государственной услуги по выполнению научно-исследовательской работы по разработке комплексной стратегии развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на период 2015-2020 годы, установленных государственным заданием на 2014 год и техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью государственного задания.

Базой послужили выкладки в определенной мере и  научно-исследовательского плана. Фактически  специалистами Палаты проведена экспертная работа и подготовлена своего рода отрицательная рецензия на научно- исследовательскую работу с формальными составляющими.  В нее включались такие выводы как:

• в нарушение пункта 7.4.2.3. Техзадания к госзаданию и пункта 6.4.2.3. Техзадания к договору принятая учреждением от исполнителя Стратегия не содержит в требуемом объеме ключевых результатов, необходимых для бюджетного планирования:

 - обоснования объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;

- информации по ресурсному обеспечению за счет средств других источников финансирования;

- методики оценки эффективности Стратегии;

-  методики расчета показателей реализации Стратегии;

    -  механизм контроля Стратегии

• критерии, показатели  эффективности использования информационных технологий, на основании которых могла бы быть проведена вышеуказанная оценка в текстах Стратегии и Аналитических материалов отсутствуют, как и сама оценка;

• приведенные тексты не содержат полноценной характеристики и оценки развития инфраструктуры поддержки инноваций в отрасли, в частности не раскрыты даже составляющие инфраструктуры поддержки инноваций и их взаимосвязь, особенно по элементам государственной поддержки;

 • в нарушение пункта 8.3 Техзаданияк госзаданию и пункта 7.3 Техзадания к договору документы, подтверждающие наличие исключительных прав отсутствуют, права на использование результатов выполненных работ документально не оформлены, в ГАУ РО «РЦИС» исполнителем не переданы и др.

 

Уполномоченным органом на тот период Министерством финансов  Ростовской области при законном продлении сроков рассмотрения назначено административное наказание директору ГАУ в виде административного штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Уважаемые коллеги!

Приведенные примеры, конечно, не раскрывают детально те наработки, которые есть в нашей Палате. Мы естественно открыты для обмена опытом и уверены, что предстоящие выступления на этом значимом для всех нас круглом столе, несомненно, позволят обогатить друг друга эффективными решениями по применению широкого спектра административных мер ответственности в практической деятельности контрольно-счетных органов.

 В конечном итоге  мы убеждены, что это будет способствовать повышению бюджетной дисциплины и проведению эффективной бюджетной политики.

Спасибо за внимание!

 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb