ENG
Главное меню
Главная » Взаимодействие с КСО РФ » Выступление Шака С.Л., заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края «О практическом применении и проблемных вопросах законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений бюджетного законодательства»

Выступление Шака С.Л., заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края «О практическом применении и проблемных вопросах законодательства об административной ответственности в условиях реализации новых положений бюджетного законодательства»

Уважаемые коллеги!

Прошло около трех лет с момента внесения Федеральным законом № 252-ФЗ концептуальных изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в части совершенствования системы административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как вы помните, в июле 2014 года мы с вами провели в городе Ростове-на-Дону заседание круглого стола по вопросам, стоящим и в сегодняшней повестке дня. Хотелось бы отметить, что целый ряд проблем, обсуждаемых на прошлом заседании круглого стола, нашли свое отражение в федеральных законах, которыми внесены изменения в действующее законодательство.

Так, Федеральным законом от 27.10.2015 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» дано право контрольно-счетным органам муниципальных образований составлять протоколы об административных правонарушениях в области бюджетного законодательства, а также расширен перечень составов административных правонарушений, по которым должностные лица контрольно-счетных органов вправе составлять протоколы. Это в первую очередь:

- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный    надзор (контроль), муниципальный контроль;

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- непредставление сведений (информации).

Кроме того, в соответствии с данным законом полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области бюджетного законодательства по протоколам составленным должностными лицами контрольно-счетных органов теперь наделены суды, а не финансовые органы.

Продолжая работу по реализации положений законодательства об административной ответственности, контрольно-счетными органами Северо-Кавказского федерального округа за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года составлено более 270 протоколов об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.

Контрольно-счетной палатой Ставропольского края утвержден Стандарт организации деятельности «Порядок действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Ставропольского края при выявлении административных правонарушений».

Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики утвержден Стандарт внешнего финансового аудита (контроля) «Производство по делам об административных правонарушениях».

Вместе с тем, остается целый ряд проблем, связанных с реализацией положений административного законодательства, требующих дальнейшего разрешения.

1. Так, на сегодняшний день Кодексом РФ об административных правонарушениях не урегулирован вопрос о том, каким органом и каким документом (нормативным правовым актом или локальным актом) должен быть определен перечень должностных лиц контрольно-счетных органов, уполномоченных составлять протоколы.

В Ставропольском крае перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, определен Законом Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

В Кабардино-Балкарской Республике перечень должностных лиц определен приказом председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

В Республике Северная Осетия-Алания до настоящего времени перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, никем не установлен.

Такая неопределенность может привести к оспариванию действий должностных лиц контрольно-счетных органов в части правомерности составления протоколов об административных правонарушениях.

2. Привлечение к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств возможно, только если по своей тяжести оно не влечет преследование в уголовном порядке.

Однако, в случае когда правоохранительными органами по переданным контрольно-счетным органом материалам отказано в возбуждении уголовного дела или оно прекращено, информация об этом получается контрольно-счетными органами несвоевременно, когда административное производство уже не может быть возбуждено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

3. Еще одним из проблемных вопросов, связанных с применением административного законодательства, является применение статьи 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность только в области налогов и сборов. Однако, данная статья предусматривает ответственность за нарушение не только в области налогов и сборов, но и в области финансов.

На практике суды, руководствуясь указанным Постановлением Пленума, могут прекращать производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не за нарушение бюджетного законодательства (срок давности 2 года), а за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, возникает правовая неопределенность при определении срока давности привлечения к административной ответственности по данной статье при проведении внешнего контроля.

4. Остается проблемой привлечение к административной ответственности за нарушение условий предоставления субсидий муниципальным образованиям. При осуществлении расходов из местного бюджета данные средства предоставляются в виде субсидий муниципальным бюджетным учреждениям, то есть не получателям бюджетных средств.

Таким образом, у контрольно-счетного органа субъекта отсутствуют в силу норм бюджетного законодательства полномочия по проверке такого муниципального бюджетного учреждения, с другой стороны, он вправе проводить проверки использования средств субсидии предоставленной из бюджета субъекта.

5. Немаловажным остается вопрос и о процессуальном статусе контрольно-счетного органа при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также о возможности обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальный статус контрольно-счетного органа не определен, возможность обжалования постановления об административном правонарушении у контрольно-счетного отсутствует.

6. И наконец, уже много лет поднимающийся вопрос о неэффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Законодательное понятие «неэффективное использование бюджетных средств» так и не определено, а соответственно и отсутствует ответственность за неэффективное (безрезультативное) использование бюджетных средств.

Вопрос этот становится одним из важнейших и связан с активным внедрением в деятельность контрольно-счетных органов аудита эффективности.

Подводя итог сказанному, полагал бы возможным обобщить поступившие замечания и предложения от контрольно-счетных органов и рекомендовать Счетной палате РФ инициировать внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях:

1) в части установления административной ответственности за неэффективное использование бюджетных средств;

2) в части:

- увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств до 3-х лет (что будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания);

- определения правового акта, которым уполномочивают должностных лиц контрольно-счетных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях;

- определения процессуального статуса контрольно-счетных органов и их должностных лиц, наделив их правом участия на всех стадиях рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе наделения правом на обжалование постановления по делу об административном правонарушении;

- указания в статье 4.5 конкретных составов правонарушений за нарушение бюджетного законодательства РФ, за которые срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 года, в том числе по статье 15.11.

                                                                          Благодарю за внимание!

 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb