ENG
Главное меню
Главная » Взаимодействие с КСО РФ » Выступление Мучеряева А.Н., заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия, "Применение КСП Республики Калмыкия мер административной ответственности за нарушения в бюджетной сфере"

Выступление Мучеряева А.Н., заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия, "Применение КСП Республики Калмыкия мер административной ответственности за нарушения в бюджетной сфере"

Уважаемые коллеги!

Прошло уже почти три года с момента принятия Федерального закона от 23.07.2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который обеспечил существенные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся видов бюджетных нарушений и ответственности за их совершение.

Установлен определенный перечень видов бюджетных нарушений и применяемых за их совершение бюджетных мер принуждения, определены основания и порядок их применения, а также было значительно увеличено количество составов административных правонарушений, совершаемых в бюджетной сфере, за которые стала возникать административная ответственность. 

В соответствии с Законом Республики Калмыкия «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» руководители и инспекторы контрольно-счетных органов муниципальных образованийс июля 2014 года наделены правом составлять (при осуществлении муниципального контроля) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.4, ч.1 ст. 19.4.1, ч.1 ст.19.5, ст.19.7 КоАП РФ.

В марте 2015 года на сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия депутатами рассмотрен законопроект, предусматривающий наделение руководителей, инспекторов контрольно-счетных органов муниципальных образований полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, частями 1 и 2 статьи 15.15.2, статьей 15.15.3, частью 1 статьи 15.15.4, частью 1 статьи 15.15.5, статьями 15.15.12, 15.15.3 (в части совершения административных правонарушений в отношении средств соответствующего местного бюджета), а также частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Данный законопроект был внесенПрокурором Республики Калмыкия на основании обращения Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия. Законопроект был принят и вступил в силу 17 марта 2015 года.

Контрольно-счетной палатой Республики Калмыкия в своем обращении в республиканскую прокуратуру также поднимался вопрос о наделении руководителей и инспекторов контрольно-счетных органов муниципальных образований полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.15, 15.15.1, частью 3 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.4, частью 2 статьи 15.15.5, статьями 15.15.6-15.15.11, 15.15.14 – 15.15.16 Кодекса, однако при обсуждении законопроекта специалисты Палаты совместно с представителями прокуратуры пришли к выводу о неурегулированности в КоАП РФ подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.15, 15.15.1, частью 3 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.4, частью 2 статьи 15.15.5, статьями 15.15.6-15.15.11, 15.15.14 – 15.15.16 КоАП РФ при их совершении в отношении средств местных бюджетов.

Так, например, в случае составления уполномоченными должностными лицами государственных органов, муниципальных контрольно-счетных органов протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП РФ в части совершения административных правонарушений в отношении средств местного бюджета их рассмотрение не представляется возможным ввиду неурегулированности федеральным законодательством порядка его рассмотрения. Уполномоченные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП РФ, в пределах своих бюджетных полномочий (часть 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ), т.е. в отношении средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации (письмо Минфина России от 30.12.2013г. №02-10-010/58354). Суды и иные органы до принятия Федерального закона от 27 октября 2015 года №291-ФЗ не были наделены правом рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.15, 15.15.1, частью 3 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.4, частью 2 статьи 15.15.5, статьями 15.15.6-15.15.11, 15.15.14 – 15.15.16 КоАП РФ в части совершения административных правонарушений в отношении средств местного бюджета.

Данный правовой пробел урегулировать через региональное законодательство было невозможно, поскольку это противоречило пункту 3 части 1 статьи 1.3.1. КоАП РФ, согласно которому к ведению субъектов РФ отнесено определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.  Федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в систему правовых регуляторов в области юрисдикционных отношений (статьи 1.1, 1.3, 1.3.1 КоАП РФ), одновременно определил объёмы и границы нормотворческой деятельности субъекта Российской Федерации в этой сфере. В частности, законодателем субъекта Российской Федерации осуществляется определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных исключительно законами субъектов Российской Федерации.

В ноябре 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 291-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации",предусматривающий изменения в шести статьях КоАП РФ, уточняющий полномочия должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области государственного аудита финансово-бюджетной сферы.

Внесение Федеральным законом №291-ФЗ изменений в КоАП РФ требует внесения изменений в Закон Республики Калмыкия «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия», в связи с чем Советом контрольно-счетных органов Республики Калмыкия направлено ходатайство Прокурору Республики Калмыкия о рассмотрении вопроса по внесению изменений в Закон Республики Калмыкия «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» в части установления перечня должностных лиц органов местного самоуправления наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в бюджетной сфере при осуществлении муниципального финансового контроля.

Следует отметить, что применение мер административной ответственности, их публичная огласка служит инструментом по предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Так, например, Контрольно-счетной палатой РК в 2014 году было составлено 4 протокола в отношении муниципальных образований по ст. 15.11 за грубое нарушение бухгалтерского учета, выразившееся в значительном занижении сумм начисленных сборов за аренду земельных участков. По каждому случаю протоколы были направлены мировым судьям районов и вынесены решения по привлечению к ответственности виновных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей.По итогам 2014 года Палатой информация о данных нарушениях была систематизирована и направлена в Правительство республики, озвучена на Совете Контрольно-счетных органов Республики Калмыкия и в СМИ. В результате в 2015 году Палатой установлен лишь единичный факт данного нарушения и составлен всего 1 протокол.

И в заключении хотелось бы обратить внимание коллег на взаимосвязь КоАПа и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Уже третий годконтрольно-счетные органы проводят аудиты в сфере закупок, при этом многие палатыиспользуют классификатор нарушений, одобренный Коллегией Счетной палаты РФ 18 декабря 2014 года протоколом № 63К, в первую очередь, раздел 4 классификатора, которыйпосвящен нарушениям в сфере закупок. Ряд нарушений, например, по срокам заключения госконтрактов, неправомерному внесению изменений в контракт невключению в контракт обязательных условий и др.,нашей Палатой актируется и направляется на рассмотрение в Территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы, с которым подписано соглашение о взаимодействии. За 2014-2015 годы все материалы по данным нарушениям, которые направила Палата были надлежащим образом рассмотрены и по ним приняты меры административного воздействия.

Однако, по ряду материалов, которые касались нарушений при осуществлении закупок в области планирования, установления начальных (максимальных) цен контрактов, несоответствия поставленных товаров требованиям, установленным в контрактах, Управлением ФАС не приняты процессуальные решения в связи с тем, что КоАПом не были предусмотрены меры воздействия по указанным нарушениям. Для устранения таких нарушений и недопущения их впредь Палатой направляются представления объектам контроля, в которых выявлены нарушения, и одновременноматериалы проверок направляются в органы прокуратуры, принимаются меры дисциплинарного взыскания к виновным должностным лицам. Однако, возможность применения мер административного воздействия представляется несравнимо эффективней.

Таким образом, на сегодняшний день необходимо внести в КоАП РФ изменения по расширению перечня нарушений статей Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Спасибо за внимание.

 

 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb