ENG
Главное меню
Главная » Взаимодействие с КСО РФ » Выступление Хрипуна В.И., председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, «О практике реализации Контрольно-счетной палатой Ростовской области законодательства об административных правонарушениях в сфере бюджетных правоотношений»

Выступление Хрипуна В.И., председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области, «О практике реализации Контрольно-счетной палатой Ростовской области законодательства об административных правонарушениях в сфере бюджетных правоотношений»

Файл с презентацией к докладу см. внизу страницы

Уважаемые коллеги!

Для реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в бюджетной сфере, предусмотренных Федеральным законом №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов» в Ростовской области создана при непосредственном участии Контрольно-счетной палаты Ростовской области необходимая нормативно-правовая база.

Областным законом «Об административных правонарушениях в Ростовской области» уполномоченными должностными лицами на составление протоколов по бюджетным правонарушениям в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях определены аудиторы Палаты.

Процедура составления протоколов об административных правонарушениях, требования КоАП РФ к содержанию протокола прописаны в Регламенте Палаты. Как приложение к регламенту разработан образец протокола об административном правонарушении со всеми обязательными реквизитами, определенными Кодексом об административных правонарушениях. Также Регламент содержит образцы актов об отказе в допуске на проверку и об отказе в предоставлении документов.

Как на практике осуществляется составление протоколов, их регистрация, наполнение их доказательственной базой в зависимости от состава, расскажут в своем выступлении мои коллеги.

Динамика же привлечения по итогам контрольных мероприятий Палаты виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства за последние три года свидетельствует об увеличении с каждым годом количества лиц, привлеченных к ответственности.

Как вы знаете, 23 июля 2013 года был принят закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это новый этап развития правового регулирования бюджетных отношений, в том числе, и принципиально новый подход к ответственности.

Законодателем введено понятие «бюджетное нарушение», установлены    его    виды,    предусмотрено    применение мер принуждения, установленных новой главой 30 БК РФ, которые осуществляются финансовыми органами и органами Федерального казначейства. А основанием для применения этих мер служит уведомление органа государственного (муниципального) финансового контроля о применении бюджетных мер принуждения.

При этом применение к участнику бюджетного процесса этих мер не освобождает его должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе административной.

Специальная часть КоАП РФ претерпела качественные изменения и дополнения: введено 16 новых составов правонарушений в бюджетной сфере, среди которых ст.: «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита», «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» и др.

Предусмотрена возможность назначения значительных штрафных санкций должностным лицам за совершение отдельных административных правонарушений, а также предусмотрена возможность их дисквалификации.

Изменился и срок давности привлечения к административной ответственности с одного года до 2-х лет.

Таким образом, если в 2013 году аудиторами Палаты было составлено 17 протоколов об административных правонарушениях, то после внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и существенного расширения административных составов по итогам 2014 года составлено - 52 протокола, в 2015 -132; в текущем 2016 году - 22 протокола.

Составы выглядят следующим образом: 7 протоколов за несвоевременный возврат бюджетного кредита, 16 - за несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; 44 - за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов; 35 - за нецелевое использование бюджетных средств; 3 - за нарушение условий предоставления бюджетного кредита; 62 - за нарушение порядка формирования муниципального и государственного задания; 26 - за нарушение условий предоставления субсидий; 12 - за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств; 1 - за нарушения порядка работы с денежной наличностью.

Как вы видите из представленных цифр, наибольшее количество протоколов составлено по двум составам: за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов и за нарушение порядка формирования муниципального и государственного задания. Именно на эти виды нарушений нами был сделан акцент в представленном Законодательному Собранию и Губернатору Ростовской области годовом отчете о деятельности Палаты. И в связи с этим уже в марте-апреле этого года с участием Палаты была проведена учеба руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на предупреждение перечисленных нарушений в деятельности участников бюджетного процесса.

Рассмотрение дел по протоколам аудиторов Палаты осуществляли в соответствии с предоставленными им Областным законом «Об административных правонарушениях в Ростовской области» полномочиями муниципальные административные комиссии, а в отношении главных распорядителей средств областного бюджета - Минфин области.

Все протоколы были рассмотрены, но административными комиссиями порядка 40% дел в разные годы были прекращены по ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, связи с малозначительностью

Все протоколы были рассмотрены, но административными комиссиями порядка 40% дел в разные годы были прекращены по ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. в связи с малозначительностью. Указанное обстоятельство не способствовало укреплению дисциплины в сфере бюджетных правоотношений.

В ноябре 2015 года, как Вы знаете, рассмотрение дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере было отнесено к подсудности мировых судей.

По нашему мнению, внесение в этой части изменений в федеральное законодательство позволило повысить прозрачность и объективность рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что на первом этапе рассмотрение составленных аудиторами Палаты протоколов потребовало тесного взаимодействия с судебными органами, выстраивания конструктивных рабочих взаимоотношений при реализации нововведений и разъяснения особенностей бюджетного законодательства. Наработка правоприменительной практики потребовала от нас серьезного совершенствования деятельности по сбору доказательственной базы, юридической чистоте подготавливаемых для рассмотрения судьями документов.

Некоторые судьи просили направить им для образца постановления, вынесенные административными комиссиями по аналогичным составам, другие в телефонном режиме консультировались с инспекторами, юристами, третьи - присылали уведомления о явке представителей палаты для участия в рассмотрении дел. Об этом также расскажут мои коллеги.

Еще раз подчеркну, что с нашей стороны ужесточились требования к оформлению протоколов и доказательственной базы к ним.

В целом за прошедшие полгода нам удалось перестроить работу инспекторов, аудиторов и юристов к требованиям, предъявляемым судьями.

Сегодня мы констатируем, что с ноября 2015 года по настоящее время судами рассмотрено 44 протокола и по всем делам вынесены постановления о наложении на виновных должностных лиц штрафных санкций. Постановления судей не обжаловались.

В прошлом году наши аудиторы с помощью правового управления, которое разработало для них памятку, в которой прописаны все обязательные требования закона, несколько раз успешно применили в своей работе процедуру административного расследования. Это позволило на законных основаниях увеличить срок сбора необходимых доказательств и подготовки протокола об административном правонарушении до 1 месяца.

С передачей подсудности дел об административных правонарушениях судьям у нас возникла необходимость урегулирования вопросов администрирования доходов.

Вы знаете, что в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации. За несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований и т.д. до бюджетов сельских поселений.

Согласно Областному закону от 28.04.2016 №5о8-ЗС «О внесении изменений в Областной закон от 21.12.2015 №473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год» Контрольно-счетная палата является администратором доходов «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение ю бюджетного законодательства»

Согласно изменениям, внесенным в апреле текущего гола в Областной закон «Об областном бюджете на 2016 год», Контрольно-счетная палата наделена дополнительными полномочиями по осуществлению функций администрирования доходов областного бюджета в части администрирования штрафов за нарушение бюджетного законодательства.

Когда дела рассматривали муниципальные административные комиссии и Минфин проблем с указанием кода бюджетной классификации (КБК), куда подлежали зачислению штрафы, не возникало, они сами указывали все необходимые реквизиты.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года №995 определен порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно порядку в случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти (государственным органом), администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти.

Аналогичные нормы содержатся и в Указаниях Минфина России о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

В связи с этим в настоящее время нами совместно с Минфином области решен вопрос о внесении изменений в областные законы, и в соответствующие локальные нормативно-правовые акты Палаты. Теперь Палата является администратором доходов по штрафам за нарушение бюджетного законодательства, зачисляемым   как  в   бюджет   субъекта,   так  и   в бюджеты муниципальных образований разного уровня, вплоть до сельских поселений.

Это все основные моменты, на которые я хотел бы обратить ваше внимание в своем выступлении.

О практике составления протоколов об административных правонарушениях более подробно расскажут мои коллеги: аудитор Контрольно-счетной палаты Ростовской области Наталья Александровна Калашникова и консультант правового управления Елена Алексеевна Тюрина.

Спасибо за внимание.

Названия файлов Ссылки
Презентация к докладу Скачать (3,5 Мб)
 
 
Контрольно-счетная палата Волгоградской области
@ 2007 - 2010 Все права защищены
Продвижение сайтов в Волгограде
Создание сайта
JinnWeb