Информация по результатам анализа результативности мер, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, принимаемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области, в 2019-2020 годах
В результате проведения анализа (пункт 4.8 плана работы КСП на 2020 год) установлено, что общий объем вложений в 895 объектов незавершенного строительства (далее ОНС) по данным консолидированной отчетности, составленной комитетом финансов Волгоградской области, на 01.01.2020 составлял 25 028,2 млн. руб., в том числе на балансе казенных учреждений, органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления (далее ОМСУ) – 733 объекта стоимостью 24 325,4 млн. рублей.
На 01.06.2020 стоимость ОНС уменьшилась и по информации комитета строительства Волгоградской области составила 8 207 млн. руб. в основном за счет ввода в эксплуатацию самого крупного объекта «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде Волгоградской области. Второй пусковой комплекс» (стоимость – 14 243,3 млн. руб.).
При этом отсутствие в Волгоградской области уполномоченного на учет ОНС органа и нормативного правового акта, регламентирующего вопросы учета ОНС, и как следствие, организация его не на должном уровне, а также неполная и (или) недостоверная отчетность по ОНС, не позволили в полной мере реализовать мероприятия по снижению объемов вложений и количества ОНС в регионе. Так, на момент проведения анализа в регионе отсутствовал полный и объективный учет ОНС, включающий информацию о степени готовности объекта и его техническом состоянии, сроках начала и приостановки строительства, причинах прекращения строительства, возможности вовлечения ОНС в хозяйственный оборот.
После завершения данного экспертно-аналитического мероприятия Администрацией Волгоградской области принято постановление от 16.09.2020 №563-п «О реестре объектов незавершенного строительства, в отношении которых работы по строительству, реконструкции, сносу, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Указанный реестр формируется с учетом рекомендаций Минэкономразвития РФ, согласно которым определяется один из вариантов реализации целевой функции объекта (завершение строительства, консервация, приватизация объекта, передача другим субъектам, принятие в казну, передача в концессию, списание и снос объекта), что и рекомендовала КСП.
Проведенный анализ показал, что несмотря на проводимую работу по инвентаризации ОНС, принятию решений о завершении строительства, приватизации объектов, передаче и списанию затрат, на балансе органов исполнительной власти Волгоградской области и ОМСУ, государственных и муниципальных бюджетных учреждений числится значительное количество нереализованных и невостребованных проектов, а также объектов-долгостроев, в том числе строительство которых продолжать нецелесообразно.
Так, в 2019 году в связи с невостребованностью списано 124 проекта стоимостью 124,7 млн. руб., а также 3 объекта стоимостью 2,5 млн. руб. в связи с их разрушением, сносом и несоответствием ГОСТУ.
В 1 полугодии 2020 года списан 41 невостребованный проект на 88,9 млн. руб., и планируются к списанию 84 невостребованных проекта на 847,4 млн. руб. (всего на 936,3 млн. руб.). К дальнейшей реализации запланированы 99 проектов стоимостью 654,2 млн. руб., однако длительный период их неприменения может привести к корректировке проектов и к удорожанию строительства.
Из 208 «долгостроев» с общим объемом вложений 1 981,1 млн. руб., по информации органов исполнительной власти Волгоградской области и ОМСУ, продолжение строительства 42 объектов с объемом вложений в сумме 536,2 млн. руб. (27,1%) нецелесообразно.
В результате средства, направленные на разработку проектов, которые не будут реализованы, и на строительство объектов, которое не будет завершено, в сумме 1 599,7 млн. руб. в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ являются неэффективными вложениями, так как результат их использования не будет достигнут.
Основные причины образования и наличия ОНС в течение длительного периода:-отсутствие достаточного объема финансирования для завершения строительства;
-невостребованность и неактуальность ОНС после приостановки строительства в течение длительного периода;
-недостаточный уровень подготовки проектно-сметной документации, требующий впоследствии ее корректировки;
-отсутствие оценки ОНС для принятия решения о его дальнейшем использовании, и как следствие, несвоевременное принятие мер органами исполнительной власти и ОМСУ по списанию затрат в ОНС;
-необоснованное отражение затрат по ОНС (затрат по объектам, которые уже эксплуатируются, либо фактически отсутствуют, документально неподтвержденных затрат).
Так, в составе ОНС были отражены затраты в сумме 384 млн. руб. по 66 объектам, которые уже фактически эксплуатируются, а в отношении 21 объекта-долгостроя стоимостью 277,3 млн. руб. не было принято решения об их дальнейшем использовании.
Кроме того, в ходе анализа установлены случаи, когда балансодержателями за 2019 год отдельные объекты незавершенного строительства либо неверно отражались в разделах годовой отчетности, либо вообще не отражались, что свидетельствовало о недостоверности консолидированной отчетности в части ОНС, представляемой в Федеральное казначейство.
По результатам данного экспертно-аналитического мероприятия органами исполнительной власти Волгоградской области и ОМСУ принимаются меры по снижению объемов незавершенного строительства. Так, на конец 2020 года уменьшен объем незавершенного строительства на 245,6 млн. руб. по 26 объектам, которые уже фактически эксплуатируются. В отношении отдельных ОНС проводятся обследования и принимаются решения об их дальнейшем использовании, в том числе о возможной приватизации. Также проводятся корректировка проектной документации с целью завершения строительства некоторых объектов, оценка пригодности и потребительской ценности проектов, которые не были реализованы.
Работа, проводимая органами исполнительной власти Волгоградской области и ОМСУ для снижения объемов незавершенного строительства, а также по учету и формированию реестра ОНС в целях определения их дальнейшего использования (завершения строительства, консервации, приватизации, списании и т.д.) находится на постоянном контроле у КСП.