Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 30
(8442) 30-87-01,
факс 30-87-37

Информация о проверке отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства» государственной программы Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» за 2019 год и истекший период 2020 года

Проверкой (пункт 3.8 плана работы КСП на 2020 год) установлено, что в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» проведена проверка отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства» государственной программы Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» за 2019 год и истекший период 2020 года, в ходе которой проверены комитет природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства Волгоградской области (далее Комитет) и 6 лесничеств (Калачевское, Иловлинское, Михайловское, Камышинское, Светлоярское и Нижнечирское) и установлено следующее.

Несмотря на ежегодный рост площади земель лесного фонда, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, в покрытую лесом площадь ежегодно переводится значительно меньшая площадь по сравнению с той, на которой осуществляется искусственное лесовосстановление. Так, при предусмотренной проектами искусственного лесовосстановления проверенных лесничеств приживаемости посадок 64 – 67%, фактическая приживаемость 2015 - 2018 годов в основном составляла 25 – 59%, и только на отдельных участках – 66 - 68 процентов. В 3-х лесничествах процент приживаемости посаженных в 2015 – 2019 годах лесных культур составлял 25,1 – 27,3%, что немногим выше процента приживаемости, при котором в соответствии с Правилами лесовосстановления лесные культуры считаются погибшими.

В связи с низким процентом приживаемости посаженых лесных культур в 2019 – 2020 годах проектируемый перевод лесных культур в покрытые лесом земли в 3 лесничествах не осуществлялся. Ещё в 1 лесничестве наблюдалось усыхание практически всех высаженных в 2020 году сеянцев. В результате безрезультативные и неэффективные расходы средств субвенции на посадку и дополнение лесных культур, проведение агротехнического ухода составили 6 млн. рублей.

Одной из причин является то, что из-за недостаточного объема субвенций из федерального бюджета агротехнический уход посаженных лесных культур выполняется не в полном объеме, в том числе отсутствует полив, в связи с чем имеется их высокая гибель. В результате на дополнение лесных культур ежегодно расходуются значительные средства субвенции (в 2019 году – 10,6 млн. руб., в 2020 году – 11 млн. руб.), которые по сути являются неэффективными расходами.

Так, отдельные виды агротехнического ухода, предусмотренные проектами искусственного лесовосстановления, проверенными 6-тью лесничествами не проводились, либо проводились не в полном объёме в связи с тем, что не предусматривались заключенными с Комитетом госконтрактами, а государственными заданиями доводились в заниженных объемах, либо не доводились вообще. То есть технология выполнения агротехнических работ, установленная проектами искусственного лесовосстановления, не соблюдалась. Вышеуказанное могло являться причиной низкой приживаемости посаженных лесных культур.

В 2019 году работы по искусственному лесовосстановлению осуществлялись на основании государственных контрактов, заключенных Комитетом в том числе с лесничествами, а также в рамках государственных заданий, доведенных до лесничеств. При этом заключение Комитетом госконтрактов не являлось наиболее оптимальным способом расходования средств субвенции на искусственное лесовосстановление, поскольку:

-в результате неисполнения ООО «Фортуна» госконтракта не выполнялись работы по посадке лесных культур и их дополнению на территории Волгоградского лесничества;

-сумма НДС по госконтрактам в размере 2,4 млн. руб. явилась недополученными доходами для 6 лесничеств, а также неэффективным использованием средств субвенции;

-из-за сжатых сроков работ по госконтрактам у учреждений отсутствовало время для проведения конкурентных процедур по закупке сеянцев. В результате в большинстве проверенных учреждений данные закупки были осуществлены у единственного источника на основании Положений о закупке этих учреждений. При этом в нарушение Положений о закупке 3-мя учреждениями было осуществлено «искусственное дробление» закупок.

Посадка и дополнение лесных культур осуществлялись посадочным материалом, выращенным в питомниках лесничеств, а также закупленным по контрактам, в том числе и в других регионах. Выращивание посадочного материала на территории собственных питомников в 2019 году осуществляло 12 лесничеств, в 2020 году – 15 лесничеств. При этом в 2019 году полностью обеспечили себя собственным посадочным материалом только 4 лесничества из 22.

Основной проблемой, которая не позволяет выращивать посадочный материал в необходимом количестве, является нехватка внебюджетных средств, поскольку в соответствии с Лесным кодексом РФ (далее ЛК РФ) это является предпринимательской деятельностью лесничеств.

При этом в случае доведения до лесничеств государственных заданий на эти цели, с последующей безвозмездной передачей выращенного посадочного материала другим лесничествам, лесничества были бы обеспечены собственным посадочным материалом, что, в свою очередь, способствовало бы как экономии средств субвенции, так и лучшей приживаемости посаженных лесных культур. Вместе с тем в условиях действующих норм ЛК РФ такой механизм обеспечения лесничеств посадочным материалом не может быть реализован, в связи с чем необходима законодательная инициатива по изменению действующего законодательства.

Обследованием в 3-х лесничествах 21 арендованного лесного участка установлено невыполнение большинством арендаторов мероприятий, предусмотренных проектами освоения лесов, в результате чего нарушены условия предоставления лесных участков в аренду (пользование). Это свидетельствовало о недостаточном контроле как со стороны Комитета, так и со стороны лесничеств.

По результатам данного контрольного мероприятия Комитету и проверенным лесничествам были направлены рекомендации об устранении недостатков и нарушений. По информации Комитета отдельные рекомендации были выполнены, а часть находится в стадии рассмотрения и на контроле у КСП.

Так, в целях проработки законодательной инициативы по внесению изменений в ЛК РФ в части установления возможности выращивания государственными учреждениями посадочного материала за счет средств федерального бюджета, письмом администрации Волгоградской области в адрес Правительства РФ были направлены предложения по внесению соответствующих изменений в ЛК РФ. После внесения указанных изменений в ЛК РФ возможно будет рассмотрение вопроса о создании на территории Волгоградской области крупных питомников в виде обособленных подразделений (учреждений). Данный вопрос находится на контроле КСП.

Также по информации Комитета будут усилены контроль за осуществлением лесничествами мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами, и контроль за исполнением уполномоченными должностными лицами лесничеств возложенных на них полномочий по привлечению арендаторов лесных участков к административной отнесенности за нарушение пожарной безопасности в лесах.

В этой связи Комитетом в декабре 2020 года подготовлен приказ, которым утвержден план проведения проверок соблюдения и исполнения должностными лицами лесничеств положений соответствующих федеральных и областных нормативных правовых документов при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора в 2021 году.

Кроме того, Комитетом в адрес директоров лесничеств направлена информация об усилении контроля за выполнением арендаторами лесных участков мероприятий, предусмотренных проектами освоения лесов.

Лесничествами приняты во внимание рекомендации КСП по недопущению искусственного дробления закупок на несколько отдельных контрактов (договоров), обеспечению выполнения мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с лесохозяйственными регламентами, обеспечению проведения надлежащего агротехнического ухода. Двумя лесничествами внесены соответствующие изменения в проекты искусственного лесовосстановления. Ещё двумя лесничествами были проведены проверки у арендаторов лесных участков по вопросу устранению нарушений по выполнению мероприятий, предусмотренных проектами освоения лесов, установленных проверкой КСП. Проведенными проверками установлено, что ранее выявленные нарушения устранены.